Мой город — Хабаровск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Сколько стоит ЕГЭ и поступление в вуз: сегодня и 10 лет назад

«Нам пришлось взять кредит на репетиторов», — так в одном из блогов начинается рассказ родителей о том, что цена подготовки их сына к ЕГЭ приближается к стоимости автомобиля. Кажется, что это единичный случай: мама в декретном отпуске со вторым ребенком, папа потерял работу. Однако рынок дополнительного образования в России лишь растет. «Учёба.ру» решила выяснить, во что обходится подготовка к экзамену сейчас, и сравнить эти цифры со стоимостью подготовки к поступлению в вузы до введения новой системы.
Лилия Хакимова
15 ноября 2017
Фото: Linus Bohman / Flickr / CC BY 2.0

Школа не готовит к ЕГЭ и поступлению в полной мере: по данным исследователей, только в 2016 году образовательные курсы, репетиторы и частные преподаватели суммарно заработали более 130 млрд рублей. Между тем, прошло почти девять лет с тех пор, как единый государственный экзамен стал обязательным на всей территории России. Его целью было повышение доступности высшего образования и снижение уровня коррупции при поступлении в вузы. Также предполагалось уменьшить нагрузку на родительский бюджет и снизить «теневые» траты благодаря усилиям штатных школьных педагогов и открытых курсов по подготовке к ЕГЭ.

Как было раньше

До введения ЕГЭ, обязательного для всех выпускников, каждый вуз проводил собственные экзамены по всем предметам. Можно было подать заявление в несколько учебных заведений, но испытания нередко совпадали по времени, и абитуриентам приходилось останавливать свой выбор на двух университетах.

10-12 лет назад для подготовки можно было выбрать репетитора по рекомендациям или учителя из школы. Пользовались популярностью и факультеты довузовской подготовки, поскольку они тоже готовили к экзаменам в конкретный вуз. Впрочем, наибольшего успеха на экзаменах добивались те, кто занимался у педагогов, знакомых со спецификой выбранного вуза. Хороший репетитор должен был знать, чем экзамены в одном университете отличаются от экзаменов в другом, уметь подготовить абитуриента в конкретный вуз (а еще лучше в несколько вузов по выбранной специальности) или быть преподавателем в университете.

Абитуриенты, поступавшие на журналистику при старой системе, знали, что в МГИМО, НИУ ВШЭ и МГУ нужно написать три разных типа сочинения. И репетитор говорил: «Вот за это сочинение поставят „4“ в МГУ. В МГИМО ты получишь только „3“, но если изменишь структуру и уменьшишь объем, то все же можешь рассчитывать на „4“». В тот период многие приезжали в крупные города за год или два до поступления и занимались с репетиторами там, где и собирались поступать.

По результатам мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ за 2005 год, репетитор обходился семье в 9-10 тыс. в рублей в год. Вузовский преподаватель стоил на 5 тыс. дороже. Эти данные позволили исследователям предположить, что более трети средств, идущих вузовским репетиторам, представляло собой плату не только за экспертные знания, но и за протекцию. В Москве 15-20% родителей школьников платили репетиторам ежемесячно 2300-2500 рублей. В регионах доля родителей, пользовавшихся услугами репетиторов, не превышала 7-10%, а ежемесячные расходы — 750-850 рублей. Общая стоимость подготовки ребенка в вуз в регионах составляла 1500 рублей в месяц, в Москве — 8500 рублей. Все эти цифры сегодня выглядят скромно, но нужно учитывать, как изменился уровень зарплат с тех пор.

Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ (средняя зарплата приводится по данным Росстата)

Учебный год Москва (тыс. руб. в год за подготовку к поступлению) Регионы (тыс. руб. в год за подготовку к поступлению) Среднегодовая зарплата в России (тыс. руб.) Среднегодовая зарплата в Москве (тыс. руб.)
2002-2003 18,6 9,5 50 76,6
2003-2004 29,0 11,3 64,5 103,3
2004-2005 26,0 12,9 84,3 127,6
2005-2006 23,0 14,4 109 173
2006-2007 24,6 20,4 140,8 216
2007-2008 30,1 14,1 191,4 283,5

2008 стал последним годом, когда при поступлении в вуз можно было не сдавать ЕГЭ.

По данным мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, треть московских семей при старой системе выбирала платные подготовительные курсы, 14% брали репетиторов из вуза и столько же — из вуза, куда планировали поступать. При этом в регионах репетиторов из нецелевых вузов выбирали чаще, чем в Москве. Связано это было с тем, что многие дети из провинции поступали в столичные вузы, но не могли заниматься с репетиторами, которые там работали. По каждому «абитуриентскому» пункту расходы московских семей вдвое или даже втрое превышали расходы жителей провинции. Исключение составляли только расходы на подготовительные курсы. Что же до взяток за поступление в вуз, то средний объем каждой из них в Москве оценивался в 55,1 тыс. рублей, а в регионах — в 32,4 тыс. рублей.

Эпоха ЕГЭ

К моменту введения обязательного ЕГЭ «теневые» платежи снизились почти в три раза в столице и в шесть раз в регионах: школьники в некоторых городах уже несколько лет сдавали единый экзамен и могли зачесть его результаты в университетах. Новая система на первых порах отчасти уравняла условия для всех. Однако многие вузы оставили за собой право проводить профильные экзамены и творческие конкурсы. Это означало (и до сих пор означает), что занятий с репетитором, который занимается подготовкой к ЕГЭ, недостаточно.

В сложном положении после введения госэкзамена оказались школьные учителя: результат их работы оценивается по результатам выпускников на ЕГЭ, однако их участие в проведении экзаменов на летних каникулах никак не оплачивается.

Раньше репетитор мог получать больше, если преподавал в вузе или был признанным экспертом по конкретному университету, хотя бы и «в отставке». Теперь же среди репетиторов таких лишь 9%. «Стоимость» специалиста на этом рынке труда на 500-1000 рублей повышает статус «эксперта ЕГЭ». Назвать себя так могут лишь специалисты, которые проводят экспертизу тестов или проверяют задания с развернутыми ответами. Таких людей мало, и далеко не все они занимаются репетиторством.

Цены на репетиторов каждый год растут из-за инфляции и углубления экономического кризиса в России. Это рынок, на который уровень спроса практически не влияет. При подготовке в вуз стоимость занятий дольше остается неизменной в регионах, тогда как в Москве рост цен продолжается, даже если семьи год за годом все чаще отказываются от репетиторов. В 2013 году жители регионов в среднем ежемесячно тратили на услуги репетиторов по 3340 рублей в месяц, а жители столицы — по 5714 рублей. При этом средняя заработная плата в стране в тот момент составляла порядка 30 тысяч рублей.

Однако в 2016 году спрос на репетиторов начал падать: если пять лет назад 41% школьников ходили на такие уроки, то в прошлом году их уже было 20,2%. Впрочем, занятия по-прежнему дорого стоят: 4900 рублей в месяц по стране, 8000 рублей в столице. Существенный рост, если учитывать, что средняя заработная плата в 2016 году в России составляла лишь 36,7 тыс. рублей, то есть выросла ненамного.

Сейчас стоимость частных уроков напрямую зависит от того, о каком предмете идет речь. По данным ассоциации репетиторов, дороже всего обходятся занятия по литературе; на втором месте — английский язык, затем русский, математика, обществознание и география. При этом школьным педагогам за дополнительные занятия платят куда меньше, чем репетиторам: всего лишь 2,8 тыс. рублей в месяц (в регионах). Подготовка на курсах обходится в 4,5 тыс. рублей в месяц. Если курсы проходят в вузе, они будут на 1,5 тыс. рублей дороже.

Обойтись уроками в школе, вопреки ожиданиям создателей ЕГЭ, не получается. Поступить на бюджет в ведущий вуз становится все сложнее, поскольку выпускники ежегодно улучшают свои результаты на ЕГЭ. По данным НИУ ВШЭ, в 2016 году экзамен по математике профильного уровня сдали на 100 баллов 66 человек, а в 2017 их было уже 306: почти в пять раз больше.

Еще одна проблема заключается в распределении бюджетных мест среди победителей олимпиад. Этим летом конкурс на бюджетное отделение журфака МГИМО составил 166 человек на место, хотя даже для выпускницы с космическим результатом в 403 балла пришлось выделять дополнительное бюджетное место. Вуз специально попросил об этом Минобр, поскольку все бюджетные места на факультете международной журналистики оказались заняты призерами олимпиад, прошедшими по квоте.

В МФТИ на 860 бюджетных мест претендовали 1024 олимпиадника. 20% из них поступили без экзаменов, еще 40% получили по 100 баллов. В Высшей школе экономики из 195 бюджетных мест по программе «Экономика» 67 достались победителям олимпиад. Иными словами, сегодня в топовый вуз проще поступить с помощью олимпиады: даже если вы очень хорошо сдали экзамены, вам все равно может не хватить места.

Однако и к олимпиадам необходимо готовиться. Есть бесплатные кружки, для поступления в которые необходимо пройти отбор. Если абитуриент «не тянет» на этом этапе, ему тоже нужно подтягивать предмет с «репетитором-олимпиадником», чьи услуги стоят недешево. Платные кружки стоят столько же, сколько курсы подготовки к ЕГЭ при университетах. И, конечно, даже для участников олимпиад сдачу ЕГЭ никто не отменяет: результаты на соревнованиях нужно подтвердить баллами на экзамене.

Похоже, на самом деле качественное высшее образование с каждым годом становится все менее доступным. Неравенство возможностей абитуриентов из разных уголков России и разных социальных слоев обусловлено не только тем, что растет цена частных занятий, но и тем, что некоторые школьники изначально находятся в более выгодном положении за счет того, где именно живут. Более состоятельные регионы России располагают ресурсами, позволяющими создавать профильные классы и школы, которые готовят к перечневым олимпиадам. И, похоже, все, что можно посоветовать родителям школьников с ограниченными финансовыми возможностями или менее «удачным» географическим положением, — это начинать готовиться к поступлению ребенка не перед старшей школой, а в 6 или даже в 5 классе.

Лилия Хакимова
15 ноября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты