Мой город — Хабаровск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Разрезали: как будет устроено разделенное образование

В рамках нового российского правительства Минобрнауки решено разделить на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования, которое будет управлять университетами и научными институтами. Его возглавит Михаил Котюков — «эффективный менеджер». Пойдут ли на пользу образованию такие новвовведения?
Фото: Ines Njers / Flickr / CC BY-ND 2.0

На основе Минобрнауки в новом правительстве созданы несколько отдельных структур. Министерство просвещения будет курировать «общую образовательную деятельность» — школы, среднее специальное образование, соответствующее дополнительное профобразование и профобучение, а также дополнительное образование — детское и взрослое. Также в его ведение попадут вопросы воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и защиты детей. Ведомство возглавит бывшая глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Министерство науки и высшего образования займется развитием вузов и науки в целом, а также нанотехнологиями, будет контролировать работу профильных учреждений и университетов. Руководителем нового ведомства назначен бывший руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков. ФАНО же будет расформировано.

Еще две структуры: Рособрнадзор и Росмолодежь, — которые раньше находились в ведении Минобрнауки, теперь станут напрямую подчиняться Правительству РФ. То есть фактически они тоже станут отдельными министерствами.

Теперь у Минпроса выпадает из рук почти все

Подобная структура управления образованием и наукой для России не нова: в 1990-х этим также занимались два ведомства. Говорят, что вопрос о разделении созданного на их основе Минобрнауки обсуждался еще с 2007 года, однако в образовательном и научном сообществе весьма неоднозначно приняли это решение. Да и назначенные фигуры у некоторых экспертов вызвали вопросы.

«Я понимаю все сложности, которые связаны с разделением министерства, но важно, чтобы работа по разделению никоим образом не затронула деятельность учреждений», — сделала наставления новым министрам вице-премьер по социальному блоку Татьяна Голикова. Но люди, работающие в образовании, знают, что так не бывает. «Это что же теперь... после разделения министерства во всех программах, отчетах и прочих бумажках заставят шапку переделывать?» — задаются риторическим вопросом на форумах те, кто работает в сфере образования. Отчетность, которая давит все живое, — главный бич современной средней и высшей школы. Впрочем, к непрекращающимся реформам в образовании все привыкли, теперь пытаются понять, насколько новые правила усложнят жизнь.

«Раньше у Минобрнауки был сегмент федерального уровня — это высшее образование. Им „рулило“ непосредственно министерство. Школы же были фактически подчинены регионам. Теперь у Минпроса выпадает из рук почти все. Вузы уплыли — а школы не приплыли. Их содержат муниципалитеты, зарплаты платят регионы. А федеральный центр только про содержание и процедуры может. Львиная доля процедур тоже отплыла вместе с отплывшим под правительство Рособрнадзором. Минпрос теперь сирота. Почти без рычагов. Со снизившимися ресурсами и статусом, — так описал на странице в Facebook свое видение новой ситуации учитель Сергей Волков. — Ну, и не может пройти бесследно для школы повышение статуса контролирующего органа — Рособрнадзора. Фактически это второе министерство, „севшее“ на школу. Паны, конечно же, будут драться. Это раз. Два: удушающий контроль — это то, от чего сейчас многое гибнет в школе. Теперь контроль будет еще бесконтрольней».

«Министерство просвещения, вероятно, будет еще более маломощным, чем было,— предположил сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в интервью газете «КоммерсантЪ». По мнению экспертов, Минпрос не будет иметь никаких реальных рычагов влияния в части определения финансирования системы образования, а вузы будут получать абитуриентов от чужого министерства, как подчеркивает Сергей Волков, «в названии которого не остается слова „образование“».

Но больше всего критики вызывает фигура министра, который отныне будет заниматься высшим образованием и наукой. «Мы не скрываем негодование из-за назначения Михаила Котюкова министром науки и высшего образовани, — прокомментировал „Ъ“ сопредседатель профсоюза „Университетская солидарность“ Павел Кудюкин. — Опыт ФАНО показывает, что в науке он не понимает ничего, сильно подозреваю, что в высшем образовании ровно столько же». По его словам, назначение грозит грядущим «неквалифицированным бюрократическим вмешательством» во все сферы деятельности научных организаций и вузов, а также «вероятно, продолжением линии оптимизации».

безобразие — назначать человека с финансовым бэкграундом

«Обалдеть! Удивительный вариант, — заявил „Газете.ру“ один из академиков РАН, узнав о его назначении. — Это, конечно, безобразие — назначать человека с финансовым бэкграундом, который никогда в науке не работал, главой Министерства науки и высшего образования! Это полный нонсенс. Он не понимает, что такое наука, в ней надо поработать какое-то количество лет, чтобы понимать, что это за область деятельности».

Михаил Котюков пришел в науку из бизнеса; до этого единственным его опытом работы в образовательных учреждениях была должность проректора по экономике и финансам Сибирского федерального университета в марте—июле 2007 года. В октябре 2013 года он был назначен руководителем ФАНО, созданным в рамках реформы РАН для управления академическим имуществом. Его деятельность на этом посту подвергалась критике научного сообщества, в частности, академиков РАН. Впрочем, нынешний глава РАН Александр Сергеев сообщил, что считает назначение «благоприятным для академии».

Сразу после назначения министром просвещения Ольга Васильева пообещала, что российские школы войдут в число ведущих в мире, а Михаил Котюков выразил надежду, что между ведомствами сложатся «добрые и товарищеские отношения».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты