Ответ на вопрос о конкурентоспособности российского инженерного образования достаточно неоднозначен. Если рассматривать результат образовательного процесса, то есть уровень полученной квалификации и сформированные компетенции в лучших российских вузах, то выпускники имеют возможность работать в ведущих зарубежных компаниях инженерного профиля, а выпускаемая продукция в передовых отраслях конкурирует на мировом уровне.
В тоже время образовательные услуги, предоставляемые в глобальном масштабе, слабо конкурентоспособны. Основная причина очевидна — это преподавание на русском языке. Естественно, что повышение конкурентоспособности ни в коем случае не должно вести к переходу на английский. Необходимо развивать конкретные образовательные программы для конкретных потребителей на английском языке. В тоже время ясно, что с помощью такого подхода не удастся захватить значительную долю мирового рынка образовательных услуг.
Естественно, что инженерное образование в России и на Западе имеет общие корни и предпосылки. В то же время социалистический период в нашей стране наложил свой отпечаток. Среди основных современных различий следует выделить два: а) образование в СССР длительное время развивалось вне рыночных отношений; б) система "бакалавр-магистр" фактически отсутствовала в России, и переход к ней только осуществляется. Вместе с тем, именно этими двумя аспектами определяются экономические, управленческие отношения в образовании.
Основные, базовые специальности и направления подготовки МАИ связаны с проектированием авиационной и ракетно-космической техники. Имеется также значительное количество общеинженерных образовательных программ, например, в области информатики, приборов, радиотехнологий. Однако все они имеют направленность и связь с основными объектами — авиационными и ракетно-космическими системами. Система стажировок студентов за рубежом существует, но требует своего развития, так как охватывает только незначительную часть студентов.
На наш взгляд, инженерия является основным фактором не только экономического, но и в целом общественного развития. Инженерное дело распространяется не только на традиционные сферы деятельности, но и на генную инженерию, медицину, социально-гуманитарное проектирование. Новые сферы требуют новых подходов и методов проектирования. Можно привести множество примеров возникновения целых новых отраслей с миллиардными оборотами. С другой стороны, все это требует творческих способностей, умения системного мышления. Современное инженерное дело необходимо рассматривать как сложную систему, включающую в себя не только собственно технологические аспекты, но и экономические, социальные, экологические составляющие. Молодым людям, бесспорно, следует выбирать инженерию как профессию, но также следует понимать, что достижение успеха представляет собой сложный процесс.
Обсуждение материала
Оставить комментарий